литература народов Дагестана
Рабочая программа по дагестанской литературе для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также на основе Программы, составленной сектором родных литератур Дагестанского научноисследовательского института педагогики им. А.А.Тахо-Годи (Программа по Дагестанской литературе 5-11 классы.- Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2014) и в соответствии с Основной образовательной программой среднего общего образования МКОУ «Красновосходская СОШ» на 2018- 2019 учебный год. Систематический курс литературы народов Дагестана 10 классов построен на историко-литературной основе, изучение литературы предполагает более углубленное, более обобщенное и целостное осмысление жизни и исторических судеб народов Дагестана, роли и значения творчества поэтов и писателей, искусства Дагестана, их вклада в историю страны и всего человечества. Старшеклассникам доступно решение сложных моральных вопросов, самостоятельная оценка произведений литературы, понимание литературы как источника, обеспечивающего специфическое освоение художественных ценностей. Цели обучения Изучение дагестанской литературы направлено на достижение следующих целей: • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к художественной литературы; • воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонационального Дагестана. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко - культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышения качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становятся важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика. В 10 классе в курсе изучения дагестанской литературы подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения из биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, привлекается критическая и мемуарная литература. На уроках используются презентации, созданные учителем, видеофрагменты, аудиозаписи. Дагестанская литература изучается в неразрывной связи с другими видами искусства. Кроме того, на уроках дается сопутствующий исторический комментарий. В домашних работах часто используется метод проекта. Применяются нестандартные формы проведения уроков: диспут, защита проекта, семинар, конференция, что развивает устную речь учащихся и их коммуникативные умения, и навыки.