Рассмотрена Согласована Утверждена на заседании МО Зам.директора по УВР Директор школы: Руководитель: Мукучаева С.Р.___________ Магомедова П.И.___________ Магомедов Х.А.__________ Протокол №1 от 31.08.2023 г. Рабочая программа по литературе народов Дагестана для 10 класса Учебно-методический комплект (УМК)З. А. Магомедов, С.М. Хайбуллаев, Х.М. Халилов. В неделю 1 часа, в году – 34 часа Составила: учитель дагестанской литературы Абдулаева З.О. с. Ясная Поляна -2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа по дагестанской литературе для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также на основе Программы, составленной сектором родных литератур Дагестанского научноисследовательского института педагогики им. А.А.Тахо-Годи (Программа по Дагестанской литературе 5-11 классы.- Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2014) и в соответствии с Основной образовательной программой среднего общего образования МКОУ «Красновосходская СОШ» на 2018- 2019 учебный год. Систематический курс литературы народов Дагестана 10 классов построен на историко-литературной основе, изучение литературы предполагает более углубленное, более обобщенное и целостное осмысление жизни и исторических судеб народов Дагестана, роли и значения творчества поэтов и писателей, искусства Дагестана, их вклада в историю страны и всего человечества. Старшеклассникам доступно решение сложных моральных вопросов, самостоятельная оценка произведений литературы, понимание литературы как источника, обеспечивающего специфическое освоение художественных ценностей. Цели обучения Изучение дагестанской литературы направлено на достижение следующих целей: • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к художественной литературы; • воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонационального Дагестана. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко - культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышения качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становятся важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика. В 10 классе в курсе изучения дагестанской литературы подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения из биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, привлекается критическая и мемуарная литература. На уроках используются презентации, созданные учителем, видеофрагменты, аудиозаписи. Дагестанская литература изучается в неразрывной связи с другими видами искусства. Кроме того, на уроках дается сопутствующий исторический комментарий. В домашних работах часто используется метод проекта. Применяются нестандартные формы проведения уроков: диспут, защита проекта, семинар, конференция, что развивает устную речь учащихся и их коммуникативные умения, и навыки. Планируемые результаты изучения учебного курса Учащиеся должны знать: авторов, названия изученных произведений; важнейшие биографические сведения о поэтах и писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц изученных произведений; жанровые особенности изученных произведений; – тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть. Учащиеся должны уметь: воссоздать в воображении художественные картины, нарисованные поэтом; анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма); выявлять основные проблемы; – определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительновыразительных средств языка; – выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; правильно и бегло читать вслух художественные, общественно-политические и литературно-критические тексты; выразительно читать художественные произведения; составлять план собственного устного и письменного высказывания; составлять устные и письменные сочинения-рассуждения по изученному произведению (в том числе индивидуальную и групповую характеристики героев произведения); составлять конспект и план (в том числе тезисный) общественно-политических и литературно-критических статей; готовить доклад или реферат на литературную тему (по одному источнику); писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанную книгу, просмотренный кинофильм, телепередачу, спектакль. Основное содержание учебного курса Литература народов Дагестана средневековой эпохи и первой половины XIX в. Жанровое многообразие устной народной поэзии Дагестана и ее исторические корни. Дагестанские мифы и древний эпос. Народные сказания о нартах, КамалилБашире, Минкюллю и другие фольклорные произведения как остаточные явления древних мифов и эпоса. Героический эпос народов Дагестана. Героико-исторические и исторические песни горцев ("Песня о разгроме Надиршаха", «Шарвили», "Парту Патима", "Песня о Муртузали", "Хочбар", "Айгази", "Ахульго", "Сражение в Чохе" и др.).Народная лирика и ее роль в становлении и развитии письменной литературы.Баллады, отражение в них внутреннего мира человека, его переживаний ("Давди из Балхара", "Юноша из Кумуха и девушка из Азайни" и др.). Средневековая литература на восточных языках (VIII–XIII вв.). Арабские завоевания, распространение ислама в Дагестане. Распространение и расцвет арабоязычной литературы в Дагестане. Исторические хроники ("Тарих Дагестан" – XIV в., "Дербенд-намэ" – XIV в.), малые хроники ("Ахты-намэ", "Цахурнамэ" и др.). Элементы художественности и легендарность содержания памятников. Переводы их на дагестанские языки. Историко-культурные условия появления аджама – письменности на арабской графической основе – и литератур на родных языках (XVI–XVIII вв.). Устные и письменные формы литературы. Ашугская поэзия и ее историко-культурные и социальные корни. Идейнохудожественные особенности ашугской поэзии народов Южного Дагестана (Кюре Мелик, Реджеб из Ихрека, Эмин из Ялцуга, Саид из Кочхюра, Лезги Ахмед, Мирза из Калука). Зарождение прозы на родных языках. Переводы произведений, первоначально созданных на восточных языках (арабском, персидском, турецком, азербайджанском), на языки народов Дагестана. Исторические условия развития культуры в первой половине XIX века. Присоединение Дагестана к России и начало антиколониальной и феодальной борьбы горцев Дагестана и Чечни. Имамат Шамиля. Идеология имамата и проблемы культуры народов Дагестана. Раннее просветительство в Дагестане, его своеобразие. Приоритетное развитие духовной литературы. Деятельность Мухаммеда Яраги, Саида из Аракани, Юсуфа из Аксая, Мирзаали из Ахты, сочинения Д.-М. Шихалиева на русском языке. Развитие арабоязычной литературы. Суфийская поэзия и проза. Эпистолярная литература. Жанры мавлида, проповедей, назиданий, поучений, сатиры, оды, газели, элегии. Развитие литератур на родных языках. Устные и письменные формы поэзии. Межпредметные связи. Музыка.М.Гусейнов. Опера «Шарвили». Изобразительное искусство. Ф.Рагимов «Фрагмент боя во время персидского нашествия на Южный Дагестан», «Арабы у подножия Дербентской крепости «Нарын». ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА НОВОЙ ЭПОХИ (вторая половина XIX – начало ХХ вв.) Дагестан в составе России. Общественно-политическая обстановка в крае после падения имамата Шамиля. Проникновение капиталистических отношений в Дагестан. Ослабление позиций арабоязычной литературы. Просветительское движение в Дагестане: его своеобразие, истоки, национальный характер, цели, этапы. Связь просветительства с арабоязычной культурой и русской (западной) культурой. Появление интеллигенции, ориентированной на русскую культуру. П.К. Услар. Попытки создать алфавит на русской графической основе (кириллице).Художественноэтнографические очерки (А. Омаров, Г.М. Амиров). Анхил Марин, "Приди, ясноокий...", "Чтобтебя поразила стрела" Судьба Анхил Марин. Творчество поэтессы. Открытость чувств Анхил Марин. Песни горянки – крик души. Художественные особенности ее поэзии. Щаза из Куркли. "Одевает иней белый...", "За тьмой ночной приходит свет", "Суди ты меня, не суди" Биографические сведения о горской поэтессе. В песнях Щазы раздумья о жизни, печальный опыт пережитого. Афористичность ее стихов. Для дополнительного чтения: Щаза из Куркли. Несколько стихотворений. ПатиматКумухская. Несколько стихотворений. Абдулла Омаров. "Как живут лаки" (в сокращении) Очерк жизни и творчества А. Омарова."Как живут лаки" – историко-этнографический, очерк. Особенность очерков А. Омарова. Их близость к русским этнографическим очеркам, отражение в них событий переломной эпохи, просветительского начала.Показ жизни и быта горского аула, взаимоотношений людей в обществе и семье, игр и развлечений, обычаев и обрядов горцев через детское восприятие. Актуальность очерка. Особенности стиля А. Омарова. Роль очерков А. Омарова в развитии дагестанской прозы. Для дополнительного чтения А. Омаров. "Воспоминания муталима" (отрывок). ОмарлаБатырай. "Я ношу в груди огонь...", "Ах, как скомкано тоской...", "Кремневкуточит ржа...", "Коротка героя жизнь...", "Будь неладен этот свет...", "Ах, могу ль я песни петь...» Жизнь народов Дагестана в конце XIX – начале XX вв. Осознанное развитие горскими поэтами светской тематики и воспевание свободного человеческого чувства. О. Батырай – выразитель этих тенденций. Жизненный и творческий путь Батырая – выдающегося даргинского поэта. Песни о любви. Драматизм и гиперболизация чувств в лирике Батырая ("Я ношу в груди огонь..."). Мастерство поэтического перевоплощения в лирике поэта, умение передать самые тонкие оттенки человеческих чувств ("Ах, как скомкано тоской..."). Песни о герое. Эпический образ борца против колониальной политики царизма в поэзии Батырая. Сказочнофантастические черты образа героя-бунтаря ("Кремневку точит ржа...", "Коротка героя жизнь..."). Песни о жизни. Реалистическое осмысление явлений социальной действительности. Тема крестьянских забот в образной системе поэзии Батырая ("Будь неладен этот свет..."). Песни о странствиях ("Ах, могу ль я песни петь...") как своеобразная энциклопедия жизни горского крестьянства в пореформенный период. Сатирическое обличение Батыраем пороков времени в песнях "Тайком хлеба...", "Ты суп с лапшой...". Национальное своеобразие творчества Батырая. Богатство художественных деталей горской жизни и новых, более гуманных отношений между людьми. Критика социальной действительности и общественно-политическое значение поэзии Батырая. Краткие сведения о даргинской поэзии конца XIX – начала XX веков, связанной с развитием капиталистических отношений, массовым уходом крестьян из родных аулов на отхожие промыслы. Поэзия Сукур Курбана и Мунги Ахмеда. Для дополнительного чтения О. Батырай. "В среброкованной броне...", "Джамав-хана табуны...", "Ты руками в плен берешь...". Сукур Курбан. «Проданная Меседу». С. Рабаданов. «Батырай». Письменная работа Ирчи Казак "Дружи с отважным", "Из сибирских писем", "Иные времена", "Рассудка умный не теряет", "Удача" Проникновение капитализма на Кавказ. Отражение в поэзии народов Дагестана середины XIX века ломки общественных отношений в приморских равнинных аулах Дагестана. Магомед-Эффенди Османов. Обращение к темам и образам кумыкской старины. Первые публикации кумыкского и ногайского фольклора. Ирчи Казак – основоположник кумыкской литературы. Биография поэта. Ранние песни Ирчи Казака, романтическая окрашенность любовной лирики поэта. Дидактические и реалистические тенденции лирики Ирчи Казака ("Дружи с отважным", "Каким должен быть мужчина").Поэтичность сибирского цикла стихотворений. Протест против угнетения и порабощения человека, угнетения одних народов другими ("Как я мог предвидеть коварство ханов", "Осень голубая, как марал"). Отражение в стихах процесса разрушения патриархального быта, проникновения в него новых капиталистических отношений ("Иные времена", "Письмо Магомед-ЭффендиОсманову"). Обличение социальной несправедливости. Размышления ожизненной позиции поэта. Утверждение активного противодействия злу ("Удача", "Рассудка умный не теряет"). Романтические мечты о будущем и идеализация патриархальной старины в поздних стихах Ирчи Казака ("Каким должен быть мужчина"). Художественное своеобразие поэзии Ирчи Казака. Близость ранних произведений поэта к героическим народным песням. Приподнятость поэтического стиля и афористический язык зрелых стихотворений поэта. Горький сарказм и сатирические черты песен Казака после возвращения из сибирской ссылки. Общественно-политическое значение поэзии Ирчи Казака. Для дополнительного чтения М.-Э. Османов. "О щедрости и чести". И. Казак. "Как я мог предвидеть коварство ханов", "Осень голубая, как марал", "Письмо Магомед-ЭффендиОсманову", "Каким должен быть, мужчина". ЕтимЭмин. "В смятенье мир", "Не ведающему о мире", "Восстание 1877 г.", "Я окину взором этот мир", "Слово умирающего Эмина" Развитие литературы в Южном Дагестане после Саида из Кочхюра. Первые шаги к сближению с русской культурой. Абас-Кули Бакиханов и его книга Тюлистан-Ирам". Усиление влияния азербайджанской классической поэзии (Вагиф, Видади). Биография ЕтимаЭмина – основоположника лезгинской литературы. Лирика Е. Эмина. "Соловей", "Что к чему подходит". Тема страданий народав произведениях о личных невзгодах. Идеи протеста против социальных противоречий своего времени и думы о будущем. Общественный и семейный конфликты в стихах-сетованиях Эмина, антиклерикальные мотивы в творчестве Е. Эмина ("В смятенье мир", "Кто в этом мире бродит, как слепой", "Не ведающему о мире"). Мир добра и зла в творчестве Е. Эмина ("Ах, наша жизнь!"). Положительный идеал в лирике Е. Эмина. ("Восстание 1877 г."). Философская направленность последнего периода творчества Эмина. ("Крик помощи", "Я окину взором этот мир", "Слово умирающего Эмина"). Художественное мастерство Е. Эмина. Особенности рифмовки и строфического построения "гошма". Значение творчества Е. Эмина. Для дополнительного чтения Е. Эмин. "Что к чему подходит", "Крик о помощи". Межпредметные связи. Русская литература. Н.А. Некрасов. Гражданская лирика. Музыка М. Гусейнов. Поэма «Эмин» для камерного оркестра. Письменная работа ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА НОВОГО ВРЕМЕНИ (начало XX века) Общая характеристика социально-политической и культурной жизни дагестанских народов в начале XX века. Особенности литературного процесса. Основные тенденции развития поэзии. Духовная и светская поэзия. Активизация поэзии под влиянием революционных событий. Появление рабочей поэзии, поэзии поэтов-отходников. Эволюция поэзии от просветительского реализма и романтизма к критическому реализму. Зарождение книгоиздательского дела в Дагестане. Основные тенденции развития дагестанской прозы в начале XX в. Устные и письменные формы. Первая русская революция и передовая дагестанская интеллигенция. Революционно-демократические мотивы в поэзии Саида Габиева. Его публицистическая деятельность. Зарождение дагестанской журналистики. "Заря Дагестана". Просветительские тенденции и призыв к равноправию женщин в творчестве НухаяБатырмурзаева ("Бедная Габибат", высказывания о русской и дагестанской литературах). Зарождение нового жанра в дагестанской литературе - драматургии (пьесы З. Батырмурзаева, "Лудильщики" Г. Саидова). Махмуд. "Райский сад не стану славить", "Земной праздник", "Письмо из казармы", "Мариам", "На высокой вершине два влюбленных цветка..." Преодоление абстрактности и усиление реалистических черт в аварской поэзии конца XIX – начала XX веков. Укрепление традиций народного творчества. Дальнейшее развитие Тажутдином из Батлаича (Чанка) лирической песни. Творческий путь Чанки. Живые черты аульского быта в его поэзии. Элементы его творчества, предвосхищавшие Махмуда.Махмуд – классик аварской песни. Биография Махмуда из Кахаб-Росо. Развитие Махмудом утверждающегося в горах в конце XIX века отношения к лирической песне как оружию борьбы против патриархально-шариатской старины ("Райский сад не стану славить", "Земной праздник"). Песни о любимой Махмуда ("Измена подруги", "О моей любимой", "Письмо из казармы"). Отражение в них жизненной правды. Протест против ханжества в проявлении человеческих чувств. Карпатский период жизни Махмуда, участие в первой мировой войне. "Мариам". Лиризм поэмы. Национальные истоки поэтической формы "Мариам". Новаторство Махмуда. Идейно-художественное содержание поэмы и общечеловеческое значение ее образов. Нравственные идеалы Махмуда. Лирический герой Махмуда о жизни и войне. Мир природы и внутренний мир человека в поэзии Махмуда ("На высокой вершине два влюбленных цветка...", "Вспомню вершину и запах лесной..."). Философское богатство и художественное совершенство лирики Махмуда. Романтические черты его поэзии. Творческое развитие художественных приемов народной лирики. Роль Махмуда в формировании аварского литературного языка. Для дополнительного чтения Тажутдин (Чанка). "Когда б за стройность награждал невест...", "Имя твое". Легенда "Махмуд из Бетль-Кахаб-Росо" из книги Р. Фатуева "Дыхание гор". Р. Гамзатов, "Из стихов о Махмуде". ЛИТЕРАТУРА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА в 1917–1945 гг. Революционный 1917 год как водораздел в истории литературы народов Дагестана. Свобода слова и печати. Появление газет различных политических направлений. Борьба за установление советской власти в Дагестане. Отражение событий гражданской войны в литературе. Роль публицистики, агитационной, политической лирики. Общественно-политическая обстановка в Дагестане в 20–30-е годы. Судьба арабоязычной литературы после установления советской власти. Реформирование аджама, создание нового алфавита в 1928 г. на латинской графической основе. Замена латиницы на кириллицу в 1938 г. Создание дагестанской ассоциации пролетарских писателей. Бригады советских писателей в Дагестане. I съезд писателей Дагестана и СССР (в 1934 г.). Первые народные поэты Дагестана (С. Стальский, Г. Цадаса, А. Магомедов) Организаторская, переводческая и издательская деятельность Э. Капиева. Обострение литературной борьбы в 30-е годы. Утверждение принципов социалистического реализма в дагестанской литературе. Значение этого факта для судеб литературы: ограничение ее возможностей, идейно-эстетическая унификация. Обстановка периода культа личности Сталина: репрессии против представителей духовенства, деятелей литературы и искусства (А. Тахо-Годи, Р. Нуров, С. Габиев, Т.-Б. Бейбулатов, И.-Х. Курбаналиев, Б. Астемиров, М. Чаринов, Г. Гаджибеков, А. Джафаров, М.-Г. Гаджиев (Чукундалав), Б. Абдулин, Б. Малачиханов и др.). Причины и последствия репрессий. Их особая пагубность для молодых литератур. Великая Отечественная война. Дагестанские писатели на фронте и в тылу. Мобилизующая роль их произведений и публичных выступлений (Г. Цадаса, А. Гафуров, Э. Капиев, Р. Динмагомаев, Т. Хурюгский). Непосредственное участие дагестанских писателей в боевых операциях. Для дополнительного чтения Г. Цадаса. «Песня сестер». А.Гафуров. "Возвращение с войны". А.-В. Сулейманов. «Друзьям». Сулейман Стальский. "Соловей", "Судьи", "Гневные строки", "Не обидно ль?", "Дагестан" Начало поэтической деятельности С. Стальского. "Соловей" – тема поэта и назначения поэзии.Обличение тунеядства, бюрократизма, эксплуататорства, бесправия в стихах "Старшина", "Судьи", "Богачи-чиновники" и др. Творчество периода революции и гражданской войны ("На свержение царя», «Умри, проклятый старый мир", «Гневные строки"). Творчество С. Стальского в период с 1920 по 1937 годы. Основные темы произведений поэта ("Старому миру", "Не обидно ль?", "Отглупости лекарства нет", "Дагестан", "Ребята"). Прославление труда в жизни человека, завет поэта не лениться, дерзать, постигать знания, помнить, что судьба отечества в руках поколения образованного и умеющего трудиться. Значение творчества С. Стальского в развитии дагестанской литературы. С. Стальский в оценке критики. Гамзат Цадаса. "Стихи о харчевне", "Рассказ о Хучбаре и Мухаме", "Маленькой Пати", "Что такое Москва по сравнению с нашим аулом", "Сказание о чабане" Жизненный и творческий путь Г. Цадасы. Раннее творчество поэта ("Стихи о харчевне", "Дибир и хомяк"). Художественное своеобразие произведений. Сборник "Метла адатов". Борьба против пережитков ("Рассказ о Хочбаре и Мухаме", "Чохто", "Что такое Москва по сравнению с нашим аулом"). Идейно-художественное своеобразие сатиры Г. Цадасы, ее связь с дореволюционной сатирой поэта и новаторские черты. Реалистическая направленность поэзии Г. Цадасы. Стихи и публицистика Г. Цадасы в период Великой Отечественной войны. Усиление драматизма и лиризма его поэзии. Прославление величия морального духа советского человека ("Песня жены фронтовика", "Маленькой Пати"). Политические и философские мотивы в его стихах ("Победа фашистов в Италии", "Мои уроки"). Сборники стихов "За родину", "К мести". Публицистика Г. Цадасы. Его работа в газете "Дагестан – своим фронтовикам". Поездки в прифронтовую полосу с Абуталибом Гафуровым и ТагиромХурюгским. Г. Цадаса – баснописец ("Мечтатель-пастух"). Адресаты сатирического осмеяния поэта: государственная власть, власть духовная, пороки человеческие. Сказки для детей. Г. Цадаса – драматург. Художественные особенности его драматических произведений. Новые темы в поэзии Цадасы в послевоенные годы: борьба за мир (цикл стихов "Мир сильнее войны"), прославление тружеников сел. Поэма "Сказание о чабане". Философские мотивы в творчестве Г. Цадасы. Проблематика, образы и художественные особенности поэмы. Роль творчества Г. Цадасы в развитии аварской и дагестанской литературы. Г. Цадаса в оценке критики. Для дополнительного чтения: Г. Цадаса. "Пушкину", "Чохто". Письменная работа Алим-Паша Салаватов. "Айгази" Дагестанская драматургия. Театральное движение 20–30-х годов. Создание первых национальных театров. Утверждение в драматургии патриотических и интернационалистических идей. Краткая биография А.-П. Салаватова. Раннее творчество Салаватова. Общность его произведений со стихами 3. Батырмурзаева и Б. Астемирова и отличительные признаки. А.-П. Салаватов – драматург, основоположник дагестанской героической драмы. Драма "Айгази". Представители народа – главные действующие лица пьесы. Образ Айгази – олицетворение характера народа. Женские образы драмы. Смешение в произведении черт восточной сказки и дагестанской жизни. Связь с фольклором кумыков. Для дополнительного чтения К. Закуев. "Обманутая любовь" Абуталиб Гафуров. «Марш героев», «Я познал», «Солдат гор» (отрывок), «Абуталиб сказал…» А. Гафуров – известный дагестанские поэт. Жизненный и творческий путь ("Автобиография", "Так началась моя жизнь" и др). Скитания на чужбине. Ранние произведения – стихи народной скорби. Первый сборник стихов "Новый мир" и его художественные особенности. Расцвет дарования А. Гафурова. Агитационно-призывная лирика А. Гафурова, ее основные темы и идеи ("Рассказ подмастерья", "В то время" и др.). Тема Великой Отечественной войны в творчестве поэта ("За родину", "Марш героев", "Разговор с конем", "Прочь" и др.). А. Гафуров и Г. Цадаса. Послевоенный период творчества А. Гафурова – расцвет его поэтического таланта ("Жалоба Кубала", "Аул Кули", "Нам дело такое по нраву", "Пожелание", "Советы" и др.). Тема труда ("Я познал"). Заострение внимания к молодежи ("Бронза и золото", "Слова совета" ). Жанр поэмы в творчестве А. Гафурова. Поэма "Солдат гор". Проблематика поэмы. Сборник мудрого слова поэта "Абуталиб сказал...".Роль творчества А.Гафурова в развитии лакской литературы. Для дополнительного чтения А. Гафуров. "Абуталиб сказал...". Стихи разных лет. Аткай. "Был ты щедр..." Эффенди Капиев. "Поэт" ("От автора", "Разговор о поэзии"), "Фронтовые записи" Э. Капиев – прозаик, поэт, переводчик, литературный критик, фольклорист, родоначальник русскоязычной дагестанской поэзии и прозы.Жизненный путь писателя. Детство и юность. Капиев – учитель. Начало литературной деятельности. Собирание литературных сил Дагестана. Первый съезд дагестанских писателей. Сборник «Резьба по камню". Особенности переводческого мастерства Э. Капиева – соединение горской народной лирики и оригинального творчества. Связь с русскими писателями Н. Тихоновым, П. Павленко, В. Луговским. Знакомство и творческое содружество с Сулейманом Стальским.Книга новелл "Поэт". Э. Капиев об идее и композиции книги ("От автора"). Связь с фольклором. История создания образа Сулеймана. С. Стальский – прототип капиевского героя. Искусство портрета, детали ("Разговор о поэзии"). "Поэт" Э. Капиева в оценке критики и литературоведения. Капиев как корреспондент военных газет. "Записные книжки", "Фронтовые очерки". Новеллистический характер очерков."Фронтовые записи" Э. Капиева. Их правдивость, точность, гуманизм, патриотизм. Образ автораповествователя во "Фронтовых записях". Капиев о значении русского языка.Значение традиций Э. Капиева для современной дагестанской прозы. Для дополнительного чтения Э. Капиев. "Записные книжки", "Поэт" ("Страда", "Народ"). Н. Капиева. "Жизнь, прожитая набело" (в сокращении). Аткай. "Улица Эффенди Капиева". Письменная работа КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Раздел программы. Тема урока. Кол-во часов Характеристика основной учебной деятельности учеников. Дата проведения план Домашнее задание факт Литература народов Дагестана средневековой эпохи и первой половины XIX в. 1. Устное народное творчество. 1 Наблюдать нравственные 1 неделя качества человека, сентября патриотические чувства. Подготовить сообщение по разделу. 2. Сказки народов Дагестана. 1 Уметь связно излагать свои 1 неделя мысли. Отличать сентября волшебную сказку от сказки о животных. Подготовить сообщение. Анализ сказок. 3 Пословицы, поговорки, загадки народов Дагестана. 1 Выражение 1 неделя общечеловеческих сентября ценностей в пословицах и поговорках. Подготовить сообщение. Выучить наизусть пословицы и поговорки по выбору. 4 Героический эпос народов Дагестана. Героико-исторические и исторические песни горцев ("Песня о разгроме Надир-шаха", "Парту Патима","Хочбар, "Юноша из Кумуха и девушка из 1 Изучить историю создания 1 неделя сентября песен. Выделять признаки исторического времени: язык героя, обороты речи. Подготовить сообщение. Выразительное чтениегероикоисторических песен и их Азайни". анализ. 5 Внеклассное чтение. «Каменный мальчик». 1 Выделять признаки 1 неделя исторического времени: октября язык героя, обороты речи. Выразительное чтение героикоисторических песен 6 Литература народов Дагестана новой эпохи. Саид из Кочхюра. « Проклятие Мурсал-хану». 1 Выразительное чтение. 1 неделя октября Подготовить сообщение по разделу. Выучить наизусть стихотворение. 7 А.Марин. «Приди ясноокий». 1 Находить средства худ. выразительности текста. 1 неделя октября Подготовить сообщение о поэте. Выучить наизусть стихотворение. 8 Щаза из Куркли. "Одевает иней белый...", "За тьмой ночной приходит свет", "Суди ты меня, не суди". 1 Находить средства худ. выразительности текста. 1 неделя октября Подготовить сообщение о поэте. Выучить наизусть стихотворение. 9 Очерк жизни и творчества А.Омарова. 1 Особенность очерков, их близость к русским очеркам. 1неделя октября Подготовить сообщение о писателе. 10 Особенность очерков А.Омарова «Как живут лаки». 1 Знать жизненный и творческий путь 1 неделя октября Вопросы и задания по учебнику. 11 Жизненный и творческий путь 1 Знать жизненный и 1 неделя Подготовить О.Батырая. Песни о любви «Я ношу в груди огонь» Песни о герое. Эпический образ героя- бунтаря. Сатира в песнях О.Батырая творческий путь. ноября Находить в стихотворении слова, содержащие сравнение. Драматизм и гипербола в стихотворении. Находить средства художественной выразительности. сообщение о поэте. Выучить наизусть стихотворение. Выучить наизусть стихотворение. 12 И.Казак. Жизнь и творчество. Сибирский цикл стихов «Из сибирских писем» и друга. 1 Знать жизненный и творческий путь. Находить средства художественной выразительности. 1 неделя декабря Подготовить сообщение о поэте. Выучить наизусть стихотворение. 13 «Удача» «Рассудка умный не теряет». Противодействует злу. «Иные времена». 2 Находить средства художественной выразительности. 1 неделя декабря Выучить наизусть стихотворение. Вопросы и задания по учебнику. 14 Биография Етима Эмина. Тема страданий народа «Соловей», «Что к чему подходит». «В смятенье мир» «Не ведающему о мире». «Восстание 1877 г.» Философское направление творчества Эмина «Если спросят». 1 Находить средства 1 неделя художественной декабря выразительности. Выделять признаки исторического времени: язык героя, обороты речи; делить текст на части, составлять план Подготовить сообщение о поэте. Выучить наизусть стихотворение. Выучить наизусть стихотворение. 15 Р/Р Значения творчества Эмина «Гошма». П/р. «Мир добра и зла в творчестве Е.Эмина». 1 Выделять в жизненном опыте островки детства, надежды, воспоминания. 1 неделя января Выучить наизусть стихотворение. Вопросы и задания по учебнику. 16 Литература народов Дагестана нового времени. 1 Выделять признаки 1 неделя исторического времени: января язык героя, обороты речи; делить текст на части, составлять план 17 Махмуд- жизнь и творчество. «Райский сад не стану славить». «Земной праздник». Песни о любви «Письмо из казармы». Новаторство Махмуда Лиризм поэмы «Мариам». 1 Знать жизненный и творческий путь. Воспринимать несколько сюжетных линий, сопоставлять разновременные события Находить приемы сравнения и контрастов как выразительные средства. 1 неделя января Подготовить сообщение о поэте. Выучить наизусть стихотворение. Выучить наизусть стихотворение. Вопросы и задания по учебнику. 18 Поэтическая деятельность С. Стальского. «Соловей» - тема поэта и назначения поэта. 1 Находить приемы 1 неделя олицетворения. февраля Уметь видеть передачу поэтического настроения по средствам живописи, сравнивать, сопоставлять. Подготовить сообщение о поэте. Выучить наизусть стихотворение. 19 Творчество периода революции «Гневные строки» На свержение 1 Выразительно читать стихотворение. 1 неделя февраля Подготовить сообщение по разделу. Выучить наизусть стихотворение. Вопросы и задания по учебнику. 20 Внеклассное чтение.«Богачи – чиновники» «Погибни старый мир». 1 Выразительно читать стихотворения. 1 неделя февраля Выучить наизусть стихотворение. Вопросы и задания по учебнику. 21 Жизненный и творческий путь Г.Цадасы. Стихи о харчевне: Художественное своеобразие. 1 Знать жизненный и творческий путь. Уметь видеть передачу поэтического настроения по средствам живописи, сравнивать, сопоставлять. 22 П/р. «Сказания о чабане» «Поэты ХХ века». 1 Выразительно читать стихотворения. 1 неделя марта Повторить изученное. 23 А - П Салаватов «Жизнь и творчество». 1 Знать жизненный и творческий путь. 1неделя марта Подготовить сообщение о поэте и драматурге. Выразительное чтение драмы и анализ. 24 «Айгази» народная драма. 1 Знать о композиционных 1 неделя особенностях пьесы: марта деление текста на действия, Выразительное чтение драмы и анализ. Подготовить сообщение о поэте. Выучить наизусть стихотворение. Выразительное чтение и анализ стихотворений. на отдельные картины, наличие списка действующих лиц. 25 Образ Айгази – олицетворение характера народа. 1 Уметь увидеть переживание героя. 1 неделя апреля Выразительное чтение драмы и анализ. 26 Внеклассное чтение. К. Закуев. "Обманутая любовь". 1 Выразительное чтение. 1 неделя апреля Выразительное чтение и анализ. 27 А. Гафуров аксакал дагестанской поэзии. 1 Знать жизненный и творческий путь. 1 неделя апреля Подготовить сообщение о поэте. Выучить наизусть стихотворение. 28 Тема Великой Отечественной войны в творчестве поэта ("За родину", "Марш героев", "Разговор с конем", "Прочь" и др.). А. Гафуров и Г. Цадаса. 1 Находить средства художественной выразительности в стихотворении. 1 неделя апреля Подготовить сообщение о поэте. Выучить наизусть стихотворение. 29 «Рассказ подмастерья», «В то время». Агитационная лирика. 1 Выразительно читать стихотворение. 1 неделя апреля Подготовить сообщение о поэте. Выучить наизусть стихотворение. 30 Послевоенный период «солдат гор». 1 Выразительно читать. 1 неделя апреля Выразительное чтение и анализ стихотворений. 31 Внеклассное чтение. «Абуталиб сказал». 1 Знать, что поэзия может говорить о любви к отчизне. 1 неделя апреля Выразительное чтение. 32 Э. Капиев. Жизнь и творчество. 1 Знать жизненный и творческий путь. 1 неделя апреля Подготовить сообщение о писателе. Чтение и пересказ. 33 История создания образа Сулеймана. Э.Капиев как корреспондент военных газет. "Записные книжки", "Фронтовые очерки". 1 Знать жизненный и творческий путь. Выделять в жизненном опыте островки детства, надежды, воспоминания 1 неделя апреля Чтение и пересказ. Вопросы и задания по учебнику. 34 Р/РПисьменная работа. Сочинение на тему : «Мое любимое произведение». 2 1 неделя мая Повторить изученное за год.