Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Яснополянская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрена на заседании МО Руководитель: Мукучаева С.Р.___________ Протокол №1 от 31.08.2023 г. Согласована Зам.директора по УВР Магомедова П.И.___________ Утверждена Директор школы: Магомедов Х.А.__________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дагестанской литературе (11 класс) Класс: 11 Учитель: Абдулаева З.О. Количество часов 34 ч (1 час в неделю) Учебник –хрестоматия «Литература народов Дагестана»11 класс. Рекомендовано Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан.- Махачкала: ООО «Издательство НИО педагогики», 2006 год.- 400 с 2023-2024 уч. г. Пояснительная записка Рабочая программа по литературе народов Дагестана для 11 класса составлена сектором родных литератур Дагестанского научноисследовательского института педагогики им. А.А. Тахо-Годи и на основе учебника -хрестоматия. 11 класс. (Авторы - составители учебника: Абдулатипов , С. М. Хайбулаев, Ахмедов. Рекомендовано Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан.- Махачкала: ООО «Издательство НИО педагогики», 2006 год.- 400 с Изучение литературы народов Дагестана на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся. Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе. Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историколитературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала. Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся. Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения.Литература народов Дагестана, единая по историческим условиям своего развития и по идейно-образному устремлению, развивалась и развивается в силу многоязычия Дагестана на нескольких языках, в том числе и на русском. Трудности, связанные с многоязычием литературы, требуют от учителя особого подхода к изучению произведений, переведенных на русский язык. Следует учитывать, что при переводе часто теряется своеобразие подлинника. Дополнительные трудности возникают и при изучении стиля и языка писателя. Особенности литературы народов Дагестана нашли свое отражение в содержании и структуре программы. Как основа структурирования курса «Литература народов Дагестана» выделяются базовые теоретико-литературные понятия: Класс Базовые понятия Структурообразующий принцип 5 жанр жанрово-тематический 6 роды и жанры тематический, жанрово-родовой 7 характер - герой тематический, жанрово-родовой 8 литературный герой – образ - литературный процесс хронологический, проблемно - тематический 9 эпоха - писатель – произведение - читатель хронологический, проблемно - тематический 10-11 литературный процесс – автор – произведение – художественный мир писателя - проблема - читатель хронологический, историко-литературный, проблемнотематический В 5-7 классах изучаются отдельные произведения поэтов и писателей Дагестана как литературное чтение. Курс литературы для этих классов дан циклично с использованием хронологическо-тематического принципа, изучение начинается с фольклорных произведений, далее следуют произведения литературы, которые даются по столетиям. В 8-11 классах изучается курс истории литератур народов Дагестана в хронологической последовательности. Программа составлена так, что знания, полученные учащимися в 8-9 классах, углубляются, дополняются в 10-11 классах. Таким образом, систематический курс литературы народов Дагестана в 9 классе не прерывается, а переходит в качественно новый – в курс истории литературы народов Дагестана в 10-11 классах, причем внимание учителя и учащихся в этих классах привлечено к более ранним этапам дагестанской литературы. В программе даны три списка художественных произведений для систематического классного и домашнего чтения: 1) произведения, которые читаются и изучаются всеми учащимися в обязательном порядке; 2) произведения для дополнительного чтения, которые непосредственно связаны с соответствующими темами программы и читаются учащимися в обязательном порядке, но не разбираются подробно в классе; 3) произведения для внеклассного чтения, рекомендуемые учителем. Задача учителя заключается в том, чтобы, используя уроки внеклассного чтения, читательские конференции, различные виды пропаганды книги, всемерно расширять и направлять читательские интересы учащихся. Список произведений для внеклассного чтения может пополняться вновь выходящими книгами. Для уроков внеклассного чтения учитель из списков, данных в конце каждого класса, выбирает то или иное произведение или несколько, объединенных определенной темой. Уроки литературы следует совмещать с широкой внеклассной работой. Это и занятия различных литературных кружков, и организация диспутов, литературных вечеров, посещение музеев, театральных постановок, кинофильмов, краеведческая работа и т. п. В приложении к данной программе дается Положение из «Норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе». Их можно использовать при оценке знаний по литературе народов Дагестана. В помощь учителю в программе приводятся список научно-методической литературы и перечень основных знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны овладеть в итоге каждого года. В основу этого перечня взяты рекомендации к программе по русской литературе. Программа по литературе народов Дагестана обращает внимание учителя на преемственность в обучении на разных этапах, систематизацию и обобщение знаний учащихся. В то же время курс литературы старших классов не дублирует то, что изучается в предыдущих классах. В раздел «Межпредметные связи» определены возможные обращения литературы народов Дагестана к другим учебным предметам. Но это не значит, что на уроках дагестанской литературы необходимо освещать факты, известные учащимся по курсам других предметов, например, истории: знакомя школьников с исторической основой изучаемых произведений, учитель должен опираться на эти факты. Не следует также понимать взаимосвязь литературы народов Дагестана с музыкой, изобразительным искусством и др. как подробный анализ произведений этих видов искусства. Опираясь на имеющиеся знания и представления учащихся, необходимо по возможности устанавливать взаимосвязи произведений искусства на основе общности их тематики, проблематики, идейно-эстетических позиций автора. В программу каждого класса включен перечень основных видов устных и письменных работ по литературе народов Дагестана. За основу этого перечня взято Положение из программы по русской литературе, что намного облегчает работу учителя, который опирается на знания и умения, сформированные в курсе русского языка и литературы. В программе дается и примерное распределение письменных работ, место и время проведения которых учитель может изменять по своему усмотрению. Программа предусматривает также примерное распределение учебного времени на изучение каждой темы. Исходя из своих конкретных соображений, учитель может изменять количество выделенных на ту или иную тему часов. В конце каждого класса указаны тексты, подлежащие заучиванию наизусть, которые тоже могут быть подвергнуты определенным изменениям. При составлении программы, особенно для старших классов, использована работа ведущего научного сотрудника ДНЦ, доктора филологических наук С.Х.Ахмедова «История литератур народов Дагестана». Главными целями изучения предмета «Литература народов Дагестана» являются: • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и гражданским сознанием, чувством патриотизма; • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Результаты изучения предмета «Литература народов Дагестана» Личностные результаты: • воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине , чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа Дагестана; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов Дагестана и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов Дагестана; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных особенностей; • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Дагестана. Личностные результаты (Основные направления воспитательной деятельности. из Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года) 1. Гражданское воспитание включает: - формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; - развитие культуры межнационального общения; - формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; - воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; - развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; - развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; - формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; - разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов. 2. Патриотическое воспитание предусматривает: - формирование российской гражданской идентичности; - формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно- патриотического воспитания; - формирование умения ориентироваться в современных общественно- политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; - развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества; развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма. 3. Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет: - развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); - формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; - развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; - содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; - оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. 4. Эстетическое воспитание предполагает: - приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; - создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; - воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; - приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; - популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; - сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. 5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия включает: - формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; - формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; - развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек; 6. Трудовое воспитание реализуется посредством: - воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; - формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; - навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; - содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. 7. Экологическое воспитание включает: - развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; - воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. 8. Ценности научного познания подразумевает: - содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; - создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества. Метапредметные результаты проявляются: в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; в умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в умении работать с разными источниками информации, находить последнюю, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Основные требования к знаниям и умениям выпускников средней школы Учащиеся должны знать: — основные этапы развития литератур народов Дагестана; — важнейшие биографические сведения о поэтах и писателях Дагестана; — характерные особенности эпохи, отраженные в произведениях; — сюжет, особенности композиции, системы образов изученных произведений; — типическое (конкретно-историческое и общечеловеческое) значение характеров главных действующих лиц изученных произведений; — характерные стилевые (включая жанровые) особенности изученных произведений; — существенные признаки понятий: художественный образ, литературный образ, литературный тип; — роды, жанры литературы, основные размеры дагестанского стихосложения; – тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть. Учащиеся должны уметь: — воссоздавать в воображении художественные картины, нарисованные писателем; — анализировать произведение с учетом его идейно-художественной целостности и авторской позиции; — определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма); — выявлять основную проблематику произведения; — определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка в их единстве; — характеризовать героя произведения, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; — определять своеобразие стихотворной речи (размеров стиха, рифмы, строфы); — обосновывать свою оценку прочитанного произведения; — выразительно читать художественные произведения; — составлять план собственного устного и письменного высказывания; — создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера (в том числе индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики) по изучению произведения (или по нескольким произведениям), а также сочинения-рассуждения на литературные и публицистические темы; — подготавливать доклад или реферат на литературную тему (по одному или нескольким источникам); — писать рецензии на самостоятельно прочитанную книгу, просмотренные кинофильмы, телепередачи, спектакли, произведения живописи, музыки. Место курса «Литература народов Дагестана» в учебном плане В учебном плане на изучение курса литературы народов Дагестана в 11 классе отводится 1 час в неделю .За год на изучение программного материала отводится 34 ч . Основные виды устных и письменных работ по литературе в 11 классе Выразительное чтение художественных произведений. Составление плана собственного устного и письменного высказывания. Устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера (в том числе индивидуальная, сравнительная, групповая характеристики) по изучаемому произведению (или по нескольким произведениям), а также сочинения-рассуждения публицистического характера. Доклад и реферат на литературную тему (по одному или нескольким источникам). Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу, просмотренный кинофильм, телепередачу, спектакль, произведение живописи, музыки. ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА (1946–1992 гг.) Основные темы и жанры литератур народов Дагестана послевоенных лет. Выдвижение на первый план темы борьбы за мир, мирного труда. Выход областных газет и журналов на родных языках. Смерть И.В. Сталина и перемены в стране после XX съезда КПСС: от "оттепели" через "застой" к перестройке и обновлению общества, от административно-командной системы к рыночной экономике, от тоталитаризма к политическому плюрализму, от единовластия коммунистической идеологии к сосуществованию различных идеологических систем, от обязательного принципа классовости и партийности к признанию приоритета общечеловеческих духовных ценностей. Разграничение трех этапов в развитии общества: коммунистической монолитности (до 1988 г.), плюрализма в годы временного равновесия сил (1988–1991гг.), посткоммунистического господства демократии в стране после августа 1991 г. Характеристика поэзии, прозы, драматургии, литературной критики последних десятилетий, раскрепощение литературы, отход от риторики, углубление философского постижения мира, аналитичности. Жанровое обогащение дагестанской поэзии (элегии, сонеты, венки сонетов). Усиление роли малых жанров (надписи, четверостишия, восьмистишия, циклизация стихотворных жанров). Развитие жанра поэмы. Обращение к творческому наследию классиков мировой литературы. Расширение тематического диапазона. Нравственный поиск литературы народов Дагестана на современном этапе. Социально-нравственные конфликты эпохи застоя и их отражение в литературе, интерес к истории Дагестана. Повышение внимания к детской литературе. Задачи литературной критики и науки о литературе в новых условиях. Демократический этап развития общества, появление класса предпринимателей. Усиление антикоммунистических настроений. Пересмотр взглядов на историю советского общества. Многообразие направлений в периодической печати. Характер современной публицистики. Приоритет общечеловеческих ценностей в литературе и искусстве. Возрождение интереса к духовной литературе. Восстановление "белых пятен" в истории литературы. Расширение и углубление литературных связей. ЗАРОЖДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДАГЕСТАНА Критика как барометр развития литературы, объяснения ею литературных явлений, их оценка. Значение литературоведческих и критических статей Э. Капиева, Г. Гаджибекова, Н. Капиевой, А. Тахо-Годи, Ш. Микаилова, А. Назаревича, К. Султанова в становлении дагестанской литературной критики. Литературно-критическая деятельность А. Агаева, Ю. Абукова, тематиками проблематика их статей. Роль литературно-критических работ Г. Гамзатова, А. Абдулатипова, А. Вагидова, Г. Гашарова, 3. Акавова, С. Ахмедова, С. Хайбуллаева в создании истории национальных литератур. Писатели и поэты о литературном труде и творческом процессе, о творчестве своих коллег, значение этих работ для понимания истории и теории литературы. Теория лит ерат уры. Понятие о литературной критике. Аткай Аджаматов. "Я горжусь», "Оленьи рога» Литература кумыков. Аткай – народный поэт Дагестана. Жизненный и творческий путь Аткая. Повесть "Я горжусь". Основные идеи произведения. Образы матери и сына в повести. Стиль, язык повести "Я горжусь", форма рассказа. Глубокий лиризм и эмоциональность произведения. Творчество Аткая послевоенных лет. Лирическая поэма "Оленьи рога". Тема дружбы народов в поэме. Показ Л. Толстого, просветителя и реалиста, через восприятие ребенка-мечтателя и взрослого поэта. Проблематика и художественное своеобразие поэмы. Реалистическая основа произведения. Переплетение реального и легендарного в поэме. Для дополнит ельного чт ения Аткай. Несколько стихотворений. Теория лит ерат уры. Обогащение знаний о художественной образности (образ-символ). Межпред мет ные связи . Краеведение. О пребывании Л.Н. Толстого в Дагестане. Кияс Меджидов. "Сердце, оставленное в горах" Развитие лезгинской литературы в послевоенные годы. Биография К. Меджидова – народного писателя Дагестана. Характеристика его творчества. Роман К. Меджидова "Сердце, оставленное в горах" – одно из лучших произведений дагестанской прозы. Судьба замечательного русского врача Антона Никифоровича Ефимова. Проблема нравственного выбора русского интеллигента в предреволюционной ситуации. Динамизм действия. Осуждение невежества и фанатизма. Тема интернационализма в романе. Своеобразие стиля произведения. Язык романа, индивидуализация речи героев. Межпред мет ная связь. Изобразительное искусство. К.Хихриев «Ахты». Хизгил Авшалумов, "Встреча у родника", "Возмездие" (в сокращении) Таты и их литература (Д. Атнилов и М. Бахшиев). Х. Авшалумов – военный корреспондент, прозаик, очеркист. Биография. Краткие сведения о творческом пути. Х. Авшалумов – сатирик и новеллист. Сатирические рассказы писателя, своеобразие их тематики и стиля ("Встреча у родника"). Связь с родным фольклором. Сатира и юмор в литературе народов Дагестана. Повесть "Возмездие". Сюжет повести и ее герои. Попытка осмыслить события, происходящие в татском селе в предреволюционные годы. Растущий антагонизм жителей Нюгди, укрепление дружбы татов и лезгин в борьбе с угнетателями. Сатирическое изображение растлевающей силы власти и денег. Гуманистический пафос творчества Х. Авшалумова. Для дополнит ельного чт ения Х.Авшалумов. «Как Шими перевоспитал свою невестку», «Модная невестка» (из цикла новелл о Шими Дербенди). Письменная работ а Расул Гамзатов. "Высокие звезды", "Горянка", "Мой Дагестан" (отрывки Расул Гамзатов – выдающийся поэт, прозаик, публицист. Творческий путь и жизнь. Раннее творчество. Сборники "Любовь вдохновенная и ненависть жгучая", "Огненные строки". Годы учебы в Москве. Тематика поэзии 50-х годов. Тема родины в творчестве Гамзатова. Чувство сыновьей благодарности к Отчизне. Дань уважения к боевой и трудовой славе народа. Чувство единения с неброской красотой родного края. Интернационализм, утверждение сопричастности поэта ко всему происходящему в мире, прославление родства по духу ("Мой Дагестан", "Аварское Койсу", "Люблю тебя, мой маленький народ", "Родной язык", "Мне ль тебя, Дагестан мой былинный...", "Журавли", "Цадинское кладбище", "О моей родне", "20 век сурово хмурит брови...", "Мулатка" и др.). Тема поэта и поэзии в творчестве Гамзатова. Утверждение гражданственности поэзии и активной позиции поэта. Трудолюбие, страстность и объективность творца ("Разговор с отцом", "Сонеты", "Восьмистишья"). Борьба поэта за мир на земле. Гамзатов – певец любви. Воспитание культуры чувств молодежи. Разговор о хрупкости и робости истинного чувства. Любовь – залог победы в борьбе с жизненными трудностями. Всепоглощающее чувство любви, которое не боится даже "заморозков" старости ("Сонеты", "Книга любви"). Поэма "Горянка" – новый этап в решении проблемы о судьбе горянки. Нравственная красота свободной женщины гор. Жанр, композиция, язык поэмы "Горянка". Сборник "Высокие звезды". Идейно-тематический и стилевой анализ сборника. Книга Р. Гамзатова "Мой Дагестан". Проблематика. Своеобразный жанр и композиция книги. Р. Гамзатов – критик, общественный деятель, лауреат международных премий. Р. Гамзатов и современный литературный процесс в Дагестане. Критики о творчестве Р.Гамзатова. Для дополнит ельного чт ения Р. Гамзатов. Из книг "Берегите друзей", "Высокие звезды" и др. Теория лит ерат уры. Традиции и новаторство в дагестанской поэзии. Межпред мет ные связи. Литература. Ч. Айтматов. "Тополек мой в красной косынке». А. Шогенцуков. "Весна Софият". А. Каххар. "Птичка-невеличка". М. Лермонтов. "Сон". Изобразительное искусство. В.Горбачев. "Портрет народного поэта Р.Гамзатова". П. Кусков. Скульптурный портрет дагестанского поэта Расула Гамзатова. В.Ф. Логачев. "Поэт Р.Гамзатов". Музыка. Балет М. Кажлаева "Горянка». Поэзия Р. Гамзатова в музыке. Кино. "Четки лет", "Наш Расул" и др. Письменная работ а Юсуп Хаппалаев. "Сыну", "Первая борозда" (II–V главы) Развитие лакской литературы в послевоенный период. Ю. Хаппалаев – народный поэт Дагестана. Творческий путь. Гражданская лирика Ю.Хаппалаева, ее близость к лакскому фольклору. Переводческая деятельность Ю. Хаппалаева. Лирика поэта. Стихотворение-посвящение "Сыну". Тема преемственности поколений в стихотворении, его идейно-художественное своеобразие. Ярко выраженный национальный колорит поэзии Ю. Хаппалаева. Прославление поэтом труда земледельца. Образ опытного пахаря в поэме "Первая борозда". Картины весеннего пейзажа. Художественные средства в поэме. Для дополнит ельного чт ения Ю. Хаппалаев. "Семена ложатся в борозду" (2–3 стихотворения). Несколько восьмистиший. М.-З. Аминов. "Красота" (легенда). М.Митаров. «Баллада о хлебе». Теория лит ерат уры. Понятие о лирическом герое. Межпред мет ные связи . Изобразительное искусство. Г. Пшеницына. "Портрет народного поэта Дагестана".Ф.Саидахмедов «Сель». Музыка. С. Агабабов. "Ты с кувшином шла из дому" и др. Ахмедхан Абу-Бакар. "Белый сайгак" Ахмедхан Абу-Бакар – народный писатель Дагестана, поэт, прозаик, драматург. Творческий путь А. Абу-Бакара. Проблематика раннего творчества. Лирическая проза писателя. Наш современник в творчестве А. Абу-Бакара ("Даргинские девушки", "Чегери" и др.). Тема рабочего класса в творчестве А. Абу-Бакара ("Медовые скалы"). Повесть "Белый сайгак". Тематика произведения. Значение эпилога. Легенда о Ногае – завет предков любить и беречь родную природу. Поэтические страницы, воспевающие ногайские степи. Рождение белого сайгака – символ грядущего благополучия, убийство его – трагедия. Образ Мухарбия. Связь с родной природой. Душевная красота, щедрость, поэтичность натуры, честность, бескорыстие, мужество, целеустремленность. Образ Эсманбета. Динамика образа: от способности на подвиг ради дружбы до убийства сына и покушения на друга ради наживы. Взаимосвязь между хищническим отношением к природе, браконьерством и трагедией сыноубийства. Значение окружения в падении Эсманбета, круг соучастников преступления. Своеобразие творчества А. Абу-Бакара, фольклорные мотивы, юмор, ирония, гротеск ("Ожерелье для моей Серминаз", "Снежные люди" и др.). Современные морально-этнические проблемы в творчестве писателя. Переводы произведений А. Абу-Бакара на языки народов мира. Для дополнит ельного чт ения И.Казиев. «Кто убил человека из рая» (в сокращении). Межпред мет ные связи . Кино. "Адам и Хева", "Тучи покидают небо", "Тайна кубачинского браслета", "Ожерелье для моей любимой", "Пора красных яблок", "Тайна рукописного Корана", "Чегери","Искусство, рожденное в горах" и др. Музыка. Ш. Чалаев. Комедия «Странствия Бахадура». Письменная работ а Фазу Алиева. "Закон гор", новеллы из трилогии о женщинах: "Роса выпадает на каждую травинку", "Корзина спелой вишни", "Восьмой понедельник" Ф.Алиева – народная поэтесса Дагестана и общественный деятель. Биография. Творческий путь поэтессы. Лирика Ф. Алиевой, основные идеи и образы ее поэзии, художественное своеобразие. Стихотворение "Закон гор". Любовь к родной земле, почитание предков, уважение к старшим, чувство товарищества и долга, честь и достоинство, храбрость, отвага, верность в любви – нравственные "законы гор". Ф. Алиева – прозаик. Идейно-художественная направленность прозы Ф. Алиевой. Трилогия о женщинах – это новеллы, связанные общей сюжетной линией. Воссоздание разнообразных судеб горянок, характеров сильных, цельных, верных в любви, самозабвенных в мастерстве, бесстрашных в борьбе за свои права (образы Кумсият, Тавшанат, Гульшанат – "Роса выпадает на каждую травинку"; Мария, Сарыжат, Жавгарат – "Корзина спелой вишни"; Амина, Асма, Хурия, Парзилат, Ашакодо и др. – "Восьмой понедельник"). Обилие лирических отступлений, психологических коллизий, народных преданий и легенд – особенности творчества Ф.Алиевой. Произведения Ф. Алиевой в переводе на языки народов мира. Критики о творчестве Ф. Алиевой. Теория лит ерат уры. Жанровые разновидности романа. Межпред мет ные связи . Изобразительное искусство. 3. Рабаданов. "Портрет дагестанской поэтессы Фазу Алиевой". Х.-Б.Мусаев «Аварка из с.Чох в национальном костюме». Письменная работ а Кадрия. "Сказание о любви" Основоположники ногайской литературы – Муса Курманалиев, Фазиль Абдулжалилов. Литература ногайцев на современном этапе. Кадрия – талантливая ногайская поэтесса. Биография Кадрии. Лирический герой ее поэзии. Поэма "Сказание о любви" – гимн высокому человеческому чувству. "Сказание о любви" – переложение старинного ногайского предания о Саиб-джемал – дочери хана и пастухе Кемале. Сюжетная стройность произведения. Для дополнит ельного чт ения Р. Гамзатов. "Кадрия". Аткай. "В ногайской степи" ... (памяти Кадрии). Кадрия. "Улыбка луны", "Спасенные звезды" (2–3 стихотворения). Б.Кулунчакова. «Письмо». Межпред мет ные связи. Литература народов Востока. "Фархад и Ширин", "Лейла и Меджнун", Хамза Ниязи "Отравленная жизнь». Изобразительное искусство. Ф.Саидахмедов «Маки». Ханбиче Хаметова. «Капля и камень». Краткие сведения о жизни и творчестве Х.Хаметовой. Содержание и идея поэмы «Капля и камень». Смысл названия поэмы и эпиграфа к ней. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов. Внутренний мир лирической героини поэмы. Контраст как средство раскрытия конфликта. Нравственность в основе поступков героев. Фольклорные мотивы в поэме. Композиция поэмы, изобразительно-выразительные средства языка. Особенности поэтики Х.Хаметовой: психологизм, чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя. Оценка поэмы в литературной критике. Для дополнит ельного чт ения Х.Хаметова. Стихи. НОВЫЕ ИМЕНА Рамазан Каниев. "Новый год", "Рассвет", "Не верьте вздорным болтунам", "Джигит умирает в седле" Сведения о жизни и творчестве Рамазана Каниева – поэта, писателя, драматурга и переводчика. Жанровое разнообразие творчества Р. Каниева. Основные мотивы лирики поэта, преобладание философских размышлений в творчестве, оригинальность, красочность художественно-изобразительных средств. Для дополнит ельного чт ения Ф.Бахшиев. «Монолог на площади Согласия». Фейзудин Нагиев. «Дагестан», «Все может быть». Биография поэта. Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину. Тема бессмертия народа до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Чувство радости и печали в стихотворениях. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Связь ритмики и мелодии стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворениях. Для дополнит ельного чт ения Г.Голбацов. «Хлеб», «Люди». К.Ахмедов. «Высота» Межпредметные связи. Изобразительное искусство. Д.Джами «Кумух». Н.Дамаданов «Гоор». Творчество молодых (поэты и прозаики) Повторение изученного Для заучивания наизуст ь Р. Гамзатов. Несколько стихотворений. "Родной язык" ("Всегда во сне нелепо все и странно..."), несколько восьмистиший, вступление к поэме "Горянка" до слов "С надеждой певала мне тоже...". Ф. Алиева. Стихотворение "Закон гор". Аткай. Отрывок из поэмы "Оленьи рога" от слов "О графе вдосталь слышал я чудес..." и до конца. Ю. Хаппалаев. Одно из стихотворений. М. Митаров. Последняя часть поэмы "Сказание о чунгуре". Стихи современных дагестанских поэтов (2–3 по выбору учащихся и указанию учителя). Список произведений для внеклассного чтения в 11 классе Абасил М. Стихи. Абу-Бакар А. "Пора красных яблок". Авшалумов X. "Толмач Имама". Аджаматов А. "В кумыкской степи". Алиева Ф. "Роса выпадает на каждую травинку", "Корзина спелой вишни", "Восьмой понедельник". Алишева Ш.-Х. "Плачь, люби, вспоминай". Антология дагестанской поэзии (1–4 тома). Ахмедов М. Стихи разных лет. Гамзатов Р. Стихи и поэмы. "Остров сокровищ". Гереев Ю. "Весна, пришедшая с Севера" Горянки: Сборник стихов. Составитель М. Ахмедова. Гусейнов И. "Письмо из моего селения". Гусейнаев А. "Дуэль". Даганов А. Стихи. Джачаев А. "Глазами птиц". Керимова Д. Стихи. Керимов И. "Разрыв". Кулунчакова Б. "Белая дочь степей", "Жаворонок". Магомедов М. "Месть". Магомед-Расул. "Дикарка", "Без приглашения". Магомедов Мирза. Стихи (2–3). Михальский В. "17 левых сапог". Мудунов А. "Огонь в крови". Мухамед-Тахир ал Карахи. "Три имама". Рза Р. Стихи. Саидов А. "Искра в кремне". Сфиев С.-Б. «25-летний комиссар». Стихи и рассказы молодых литераторов (по указанию учителя и выбору учащихся). № 1 2 3 4 5 6 7 8 Календарно - тематическое планирование по дагестанской литературе Модуль Тематика урока. Кол-во Домашнее задание воспитательной часов. программы «Школьный урок» 1 Литература народов Дагестана в 1946-1992 гг. С.3-10 1 Понятие о литературной критике. С.15 1 Аткай Аджаматов- народный поэт С.16-36 Дагестана.Повесть «Я горжусь». 1 Стиль, язык повести «Я горжусь». Анализ содержания 1 Лирическая поэма Аткая «Оленьи рога». С.37-47 1 Тема дружбы народов в поэме. Реалистическая Вопросы и задания основа произведения. 1 Внеклассное чтение. Аткай «В кумыкской Выучить одно степи».Несколько стихотворений. стихотворение 1 Международный Х.Авшалумов -военный корреспондент , Прочитать день школьных прозаик, очеркист. Повесть «Возмездие». библиотек (четвертый понедельник октября) Дата Дано план факт 4.09 11.09 18.09 4.09 11.09 18.09 25.09 2.10 9.10 25.09 2.10 9.10 16.10 16.10 23.10 23.10 Укрепление дружба татов и лезгин в борьбе с угнетателями в повести «Возмездие» Сатирическое изображение растлевающей силы власти и денег в повести «Возмездие» М.Митаров. «Сказание о чунгуре». Поэма «Сказание о чунгуре». Реалистическая основа поэмы. Отражение в творчестве поэта высокого героизма, совершенного воинами. Внеклассное чтение М.Митаров «Солнце Сулака». 1 Анализ содержания 1 1 1 Ответить на вопросы С.111-131 Вопросы и задания 1 Анализ содержания 1 Прочитать 1 24 25 Урок-встреча. Расул Гамзатов выдающийся прозаик, публицист. Раннее творчество. Тематика поэзии 50 годов творчестве Р.Гамзатова. Тема Родины в творчестве Р.Гамзатова «Мой Дагестан», «Люблю тебя, мой маленький народ» Тема интернационализма, утверждение сопричастности поэта ко всему происходящему в мире( «Родной язык», «О моей родине») Тема поэта и поэзии ( «Разговор с отцом», «Восьмистишье»). Р.Гамзатов певец любви( «Книга любви», «Сонеты») Поэма «Горянка».Жанр композиции, язык поэмы. Книга Р.Гамзатова «Мой Дагестан». Рашид Рашидов .Биография. «Поклоняюсь высокому солнцу». Ахмедхан Абу-Бакар «Белый сайгак» Ахмедхан Абу-Бакар «Белый сайгак» 26 Фазу Алиева «Корзина спелой вишни» 1 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 30.10 30.10 13.11 13.11 20.11 27.11 20.11 27.11 4.12 4.12 11.12 11.12 Подготовить доклад Выучить одно стих. Р.Гамзатова Выучить стих «Мой Дагестан» 18.12 18.12 25.12 25.12 15.01 15.01 1 Анализ содержания 22.01 22.01 1 Выучить наизусть 29.01 29.01 1 Анализ содержания 5.02 5.02 1 С.138-172 12.02 12.02 1 1 Выучить отрывок Выучить стих 19.02 26.02 19.02 26.02 1 1 С.230-272 Подготовить пересказ Чтение романа 5.03 12.03 5.03 12.03 2.04 2.04 1 1 День народного единства День матери в России 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова 27 28 29 Кадрия .Биография. «Сказание о любви». Р.Гамзатов . « Кадрия» Кадрия ««Ты лжешь мне». 1 1 1 30 1 3132 Рамазан Каниев. «Не верьте вздорным болтунам» Рамазан Каниев. « Последняя весна», «Джигит умирает в седле» 33 34 Конкурс лучших чтецов. Повторение изученного . 1 1 2 Чтение поэмы Чтение наизусть Выразительное чтение Чтение наизусть 9.04 16.04 23.04 9.04 16.04 23.04 30.04 30.04 Выразительное чтение.Подготов.к конкурсу Повтор.пройд Повтор.пройд 7.05 14.05 7.05 14.05 21.05 28.05 21.05 28.05 Критерии оценивания: Оценка устных ответов При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса: Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбы. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа: беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам: V класс – 100–110 слов в минуту, VI класс –110–120 слов в минуту, VII – 120–130 слов в минуту, считая это средней скоростью в последующих классах. В соответствии с этим: Отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения: умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведений с эпохой (9–11 кл.); свободное владение монологической литературной речью. Отметкой "4" оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий; характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускаются одна-две неточности в ответе. Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения (умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения); знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса. Отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснить поведение и характеры основных героев, важнейших художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий, слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения; бедность выразительных средств языка. Отметкой "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой, неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения. Учебно-методическая литература: Программа по Дагестанской литературе 5-11 классы.- Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2014.-00с. Учебник -хрестоматия. 11 класс. (Авторы - составители учебника: Абдулатипов , С.М.Хайбулаев, Ахмедов. Рекомендовано Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан.- Махачкала: ООО «Издательство НИО педагогики», 2006 год.- 400 с «Литература народов Дагестана» https://docviewer.yandex.ru/?url=yaserp%3A%2F%2Fwww.lib05.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fcontent%2Fabout_us%2F_bibl._ukazatel_kadriya.doc&name=_bibl._ukazatel_k adriya.doc&c=56084ffb759b by/bookreader.php/13194/Gamzatov_-_Moii_Dagestan.html skazbook.ru/dagestanskie-skazki Букинистическое издание, Автор: Народное творчество ; 1991 г.