2 кл родн яз

24 Федеральная рабочая программа по учебному предмету
«Родной (аварский) язык».
24.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (аварский) язык» (предметная область «Родной
язык и литературное чтение на родном языке») (далее соответственно – программа по родному (аварскому) языку,
родной (аварский) язык) разработана для обучающихся, владеющих и (или) слабо владеющих родным (аварским)
языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по
родному (аварскому) языку.
24.2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (аварского) языка, место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
24.3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в
каждом классе на уровне начального общего образования.
24.4. Планируемые результаты освоения программы по родному (аварскому) языку включают личностные,
метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования, а также предметные
достижения обучающегося за каждый год обучения.
24.5. Пояснительная записка.
24.5.1. Программа по родному (аварскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в
создании рабочей программы по учебному предмету.
24.5.2. Программа по родному (аварскому) языку отражает регионально- национальные и этнокультурные особенности
обучения родному языку. Программа не отдаёт предпочтения какой-либо одной концепции преподавания в ущерб
другим. Она позволяет выбирать варианты разработки авторских курсов, определять акценты в реализации конкретных
наиболее значимых содержательных линий.
24.5.3. Программа по родному (аварскому) языку позволит учителю: реализовать в процессе преподавания родного
(аварского) языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения, сформулированных в ФГОС НОО;
определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание программы по родному (аварскому)
языку по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО, федеральной рабочей программой воспитания, Единой
концепцией духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Республики Дагестан;
разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса.
24.5.4. Материал программы по родному (аварскому) языку структурирован всоответствии с разделами языкознания.
Систематический курс аварского языка представлен в программе по родному (аварскому) языку следующими

содержательными линиями: «Общие сведения о языке», «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография»; «Лексика»;
«Морфемика»; «Морфология»; «Синтаксис», «Орфография и пунктуация», «Развитие речи».
24.5.5. Изучение родного (аварского) языка направлено на достижение следующих целей:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
России, о языке как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство
человеческого общения, осознание значения аварского языка как государственного языка Республики Дагестан;
формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и
гражданской позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах родного литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач.
24.5.6. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного
(аварского) языка, – 260 часов: в 1 классе – 56 часов (1 час в неделю), во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе
– 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
24.6. Содержание обучения в 1 классе.
24.6.1. Начальным этапом изучения родного (аварского) языка в 1 классе является учебный курс «Обучение грамоте».
На учебный курс «Обучение грамоте» рекомендуется отводить 46 часов (2 часа в неделю): 23 часа на обучение чтению и
23 часа на обучение письму. Продолжительность учебного курса «Обучение грамоте» составляет 23 учебные недели.
24.6.2. Развитие речи. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное
употребление в речи слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в
предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Первоначальное представление о тексте как речевом произведении.
Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при
самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части
(предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам
собственных игр, занятий, наблюдений.

Разгадывание загадок, заучивание стихотворений, использование в речи пословиц и поговорок.
24.6.3. Слово и предложение. Наблюдение за лексическим значением слова. Роль слова в общении, его функция.
признаки и действия.
Различение слова и предложения. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение
их порядка. Оформление предложений при письме. Чтение предложений с различной интонацией. Отработка навыков
интонирования. Определение количества предложений в тексте.
24.6.4. Фонетика.
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности и количества звуков в
слове. Характеристика звуков речи с использованием схемы.
Различение гласных и согласных звуков. Специфические звуки аварского языка [гь], [гъ], [гI], кь, къ, кI, [лъ], [тI],
[хь], [хъ], [хI], [чI], [цI].
Слог как минимальная единица произношения. Деление слов на слоги.
Количество слогов в слове. Чтение слов по слогам.
Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов,
соответствующих заданной модели.
24.6.5. Графика.
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Обозначение звуков буквами.
Гласные буквы «е», «ё», «ю», «я»; их двойная роль (в зависимости от места в слове).
Буква «ъ» как согласный звук и буква. Буква «ь» и её функции.
Знакомство с алфавитом аварского языка как последовательностью букв.
Значение алфавита.
24.6.6. Чтение.
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой
деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному
темпу обучающегося. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с
интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение
прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к
чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
24.6.7. Письмо.

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки.
Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради, на пространстве классной доски. Овладение
начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений с соблюдением гигиенических норм.
Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не
расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Понимание
функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
24.6.8. Орфография.
Знакомство с правилами правописания и их применение:
обозначение геминатов и лабиализованных звуков при письме; раздельное написание слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам.
24.7. После обучения грамоте начинается раздельное изучение родного (аварского) языка и литературного чтения на
родном (аварском) языке. На изучение курса родного (аварского) языка отводится 10 часов (1 час в неделю),
продолжительность изучения систематического курса в 1 классе составляет 10 недель.
24.7.1. Слово. Предложение. Текст.
Наша речь. Слово – единица речи. Роль слова в речи. Номинативная функция слов. Связь слов по смыслу. Предложение
и текст как единицы речи.
24.7.2. Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Аварские специфические звуки и буквы. Геминаты и
их обозначение при письме.
Лабиализованные звуки и их обозначение при письме. Слог. Перенос слов.
24.7.3. Слово.
Слова, отвечающие на вопросы «щив?» («кто?»), «щий?» («кто?»), «щиб?» («что?»), «щал?» («кто?»).
Слова, отвечающие на вопросы «кинав?» («какой?»), «кинай?» («какая?»), «кинаб?» («какой?», «какая?»), «кинал?»
(какие?»).
Слова, отвечающие на вопросы «щиб гьабураб?» («что делал?»), «щиб лъугьараб?» («что случилось?»), «щиб гьабизе
бугеб?» («что будет делать?»), «щиб гьабулеб бугеб?» (что делает?»).
24.8. Содержание обучения во 2 классе.
24.8.1. Слово, предложение, текст.
Слово – единица речи. Связь слов в предложении, связь предложений в тексте.
Предложение и текст – единицы речи. Основные функции предложений в речи.
Текст – единица речи.
24.8.2. Фонетика.

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Буквы «е», «ё», «ю», «я». Согласный звук [й] и буква
«й».
Аварские специфические согласные буквы «гь», «гъ», «гI», «кь», «къ», «кI», «лъ», «тI», «хь», «хъ», «хI», «чI», «цI» и
звуки, их обозначающие.
Буквы «ш», «щ» и звуки, их обозначающие.
Геминаты. Согласные звуки [кк], [кIкI], [чч]. Согласный звук [чIчI].
Согласный звук [сс]. Согласный звук [хх]. Согласный звук [цц]. Согласный звук [цIцI]. Согласный звук [лълъ].
Лабиализованные согласные звуки: [гв], [гъв], [кв], [кIв], [къв], [кьв], [св], [цIв], [цв], [чв], [чIв], [хв], [хъв], [щв] и
другие.
Функция букв «ъ», «ь» в слове.
Ударение. Функция ударения.
Алфавит, функция алфавита в жизни людей.
Слог, количество слогов в слове, правила переноса слов.
24.8.3. Речь.
Речь. Речь устная и письменная. Тема текста, последовательность предложений в тексте. Знаки в конце предложения.
24.8.4. Предложение и текст.
Текст, признаки текста, смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста. План текста. Типы текстов:
описание, повествование, рассуждение.
24.8.5. Части речи.
Имя существительное. Собственные и нарицательные существительные.
Прописная буква в именах, фамилиях людей. Прописная буква в кличках животных.
Прописная буква в названиях местностей.
Имя прилагательное, его значение, признаки, использование в речи; формы единственного и множественного числа;
прилагательные, близкие и противоположные по значению (синонимы, антонимы).
Глагол, его значение, признаки, использование в речи. Употребление глаголов в форме единственного и множественного
числа; формы настоящего, общего, прошедшего и будущего времени глаголов. Глаголы, близкие и противоположные
по значению (синонимы, антонимы).
24.8.6. Развитие речи.
Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Умение вести разговор. Практическое овладение диалогической формой речи.
Текст. Признаки текста (смысловое единство предложений в тексте, последовательность предложений в тексте,
выражение в тексте законченной мысли).

Тема текста. Основная мысль текста. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность
частей текста (абзацев).
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30–35 слов с использованием вопросов.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и
вопросам.
24.9. Содержание обучения в 3 классе.
24.9.1. Повторение изученного во 2 классе.
Слово, предложение, текст – единицы языка и речи. Слова, обозначающие предмет, признак и действия. Роль
предложений в речи. Текст, структурные части текста, связь между структурными частями текста. Звуки и буквы,
гласные и согласные звуки; слогообразующая роль гласных звуков. Гласные букв «е», «ё», «ю», «я». Геминаты и
лабиализованные звуки.
24.9.2. Предложение. Словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные), виды
предложений по эмоциональной окраске (восклицательные). Главные члены предложения. Подлежащее, сказуемое и
прямое дополнение. Второстепенные члены предложения (без терминов, по вопросам).
Связь слов в предложении.
Предложения распространённые и нераспространённые. Знаки препинания вконце предложения. Простое и сложное
предложение (ознакомление).
Словосочетание.
24.9.3. Состав слова.
Однокоренные слова. Корень. Окончание слова. Основа слова. Суффикс.
Чередование согласных и гласных звуков в основе слов (ознакомление).
24.9.4. Лексика.
Лексическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное
значение слова (ознакомление). Синонимы. Антонимы.
24.9.5. Части речи.
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи.
Собственные имена существительные (фамилии, имена и отчества людей; клички; географические названия; названия
журналов, газет, произведений и другие) и нарицательные. Число имени существительного. Изменение
существительных по числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного

числа. Грамматический класс имени существительного. Показатели грамматического класса имён существительных.
Падеж существительного.
Определение падежа, в котором употреблено существительное. Изменение существительных по падежам и числам.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы и употребление в речи. Связь прилагательных с существительным.
Имена прилагательные с прямым или переносным значением. Употребление в речи прилагательных-антонимов.
Изменение прилагательных по классам, числам.
Имя числительное: общее значение, вопросы и употребление в речи.
Количественные и порядковые числительные и их правописание. Изменение порядковых числительных по классам.
Глагол как часть речи, его значение, глагольные вопросы.
Изменение глаголов по временам: настоящее, общее, прошедшее и будущее время глаголов.
Изменение глаголов по классам и числам.
Роль глаголов в предложении.
24.9.6. Развитие речи.
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и другие.
Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения.
Текст. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных
местоимений, синонимов, союзов.
Ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных
текстов заданного типа. Жанр письма, объявления. Изложение текста по коллективно или самостоятельно
составленному плану.
24.10. Содержание обучения в 4 классе.
24.10.1. Повторение ранее изученного.
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания.
Знаки препинания в конце предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.
Словосочетание.
24.10.2. Предложение. Словосочетание.
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
Предложения с однородными членами предложения. Знаки препинания в
предложениях с однородными членами предложения.
Предложения с обращением. Сложное предложение (ознакомление).
Словосочетание.
24.10.3. Части речи.

Имя существительное. Категория грамматического класса. Падежи имён существительных. Склонение имён
существительных. Местные падежи (общее знакомство).
Имя прилагательное: лексическое значение, вопросы и употребление в речи.
Изменение прилагательных по классам, числам.
Склонение субстантивированных имён прилагательных.
24.10.4. Местоимения
Местоимение как часть речи. Местоимения первого, второго и третьего лица.
Употребление местоимений в речи. Изменение личных местоимений по падежам.
Глагол как часть речи: лексическое значение глагола, глагольные вопросы.
Глагольное имя (масдар). Целевая форма глагола. Глаголы с классными
показателями. Изменение глаголов по классам.
Изменение глаголов по временам: простые глаголы прошедшего, будущего и общего времени; составные глаголы
прошедшего, будущего и настоящего времени.
Наречие как часть речи: лексическое значение наречия, наречные вопросы.
Употребление наречия в речи.
24.10.5. Развитие речи.
Ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другие), диалог и монолог,
отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом
точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста, выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации,
содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
24.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (аварскому) языку на уровне начального общего
образования.
24.11.1. В результате изучения родного (аварского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (аварского) языка,
являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (аварского)
языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве
человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числес использованием языковых средств для
выражения своего состоянияи чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том
числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям
и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и
самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил
здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в
процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения,
соблюдение норм речевого этикета;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участияв различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том
числе через примеры из учебных текстов);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работынад текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного
(аварского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательностьи самостоятельность в познании (в том числе
познавательный интерес к изучению родного (аварского) языка).

24.11.2. В результате изучения родного (аварского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося
будут сформированы познавательные,
Универсальные ,учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, умения совместной деятельности.
24.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных
универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать
аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (аварского) языка с языковыми явлениями
русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые
единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма
наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
24.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за
языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия ваналогичных или сходных ситуациях.
24.11.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать синформацией как часть познавательных
универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,справочнике) информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельноилина основании предложенного учителем
способа её проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информациив Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую
информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
24.11.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения Общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой
среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); подготавливать небольшие публичные
выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
24.11.2.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных
универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
24.11.2.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
24.11.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные сучётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации наоснове предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её достижению (распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.
24.11.3. Предметные результаты изучения родного (аварского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся
научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
устанавливать связь слов в предложении;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
различать согласные геминаты, определять их в слове и правильно произносить;
различать лабиализованные звуки, находить их в слове, правильно произносить;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове;
делить слова на слоги;
освоить правила переноса слов;
иметь представление о словах, отвечающих на вопросы «щив?» («кто?»), «щий?» («кто?»), «щиб?» («что?»), «щал?»
(кто?»); иметь представление о словах, отвечающих на вопросы «кинав?» («какой?»),
«кинай?» («какая?»), «кинаб?» («какой?», «какая?»), «кинал?» («какие?»); иметь представление о словах, отвечающих на
вопросы «щиб гьабураб?» («что делал?»), «щиб лъугьараб?» («что случилось?»), «щиб гьабизе бугеб?» («что будет
делать?»), «щиб гьабулеб бугеб?» («что делает?»).
24.11.4. Предметные результаты изучения родного (аварского) языка. К концу
обучения во 2 классе обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в
устной речи интонацию конца предложений;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с использованием содержания (цель
высказывания), интонаций,
(мелодика, логическое ударение), порядка слов, знаков препинания в конце предложения;
устанавливать связи слов между словами в предложении;
восстанавливать деформированные предложения;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

понимать тему и главную мысль текста, подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным
отступам, определять последовательность частей текста;
составлять текст по рисунку, вопросам и ключевым словам; составлять текст по его началу и по его концу;
озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
составлять небольшие повествовательные и описательные тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после
предварительной подготовки);
различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
различать буквы, обозначающие гласные звуки;
различать буквы, обозначающие согласные звуки;
находить в слове аварские специфические согласные звуки;
правильно произносить аварские специфические согласные звуки;
правильно произносить звуки [ш], [щ];
находить в слове геминаты и лабиализованные звуки и правильно произносить их;
различать в слове буквы, обозначающие геминаты и лабиализованные звуки;
объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах; определять функции букв «ь», «ъ»;
определять функции букв «е», «ё», «ю», «я» в слове;
определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
определять ударный и безударные слоги в слове;
правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
использовать знание алфавита при работе со словарями;
определять функцию мягкого знака «ь» как разделительного;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными буквами «е», «ё», «ю»,
«я», геминатами и лабиализованными согласными;
осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
применять изученные правила правописания: согласные буквы «кк», «кIкI», «чч» в словах, согласные буквы «хх», «сс»,
«лълъ», «цц», «цIцI», «чIчI» в словах, согласные буквы «ш», «щ», «хъ» в словах, буква «ё» в заимствованных и исконн
аварских словах, буква й в словах, перенос слов, прописная буква в начале предложения, в именах собственных; гласные
и согласные в изменяемых при письме словах; русские заимствования;
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия
предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определенной частью речи;

находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенныхпризнаков: имя существительное, имя
прилагательное, глагол;
находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать разумные и неразумные
имена существительные по вопросам «щив?» («кто?»), «щий?» («кто?»), «щиб?» («что?»), собственные и нарицательные
имена существительные, определять форму числа имён существительных;
находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён
прилагательных, роль в предложении;
находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении;
различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении;
иметь представление о словах близких и противоположных по значению.
24.11.5. Предметные результаты изучения родного (аварского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся
научится:
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части
текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного
характера;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
находить в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным
и самостоятельно составленным планам;
различать предложение и словосочетание;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по
интонации (восклицательные, невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие
предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее, сказуемое и прямое дополнение) и второстепенные члены предложения (без деления на
виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме; соотносить
предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее, сказуемое и прямое
дополнение), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют
подлежащее, сказуемое или прямое дополнение, или другие второстепенные члены, выделять из предложения
словосочетания;
наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей
речи, уточнять их значение;
распознавать слова, употребляемые в прямом и переносном значении (простые случаи);
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач;
осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных и гласных в корне;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью суффикса, осознавать значение новых слов;
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять
грамматические признаки (класс, число, падеж);
изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа;
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени
существительного; изменять имена
прилагательные по числам, классам (в единственном числе);
распознавать глаголы: определять грамматические признаки глагола, форму времени, число, класс (у глаголов с
указанными показателями);
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь
алгоритмом разбора в учебнике;
применять ранее изученные правила правописания, а также: гласные и согласные в изменяемых при письме словах;
суффиксы «-хъан», «-лъи», «-ро», «-н», «-ел», «-ко», «-кIо», «-гьан»; падежные окончания имён существительных;
окончания имён прилагательных; раздельное написание составных глаголов;
окончания глаголов; сложные слова; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный
знаки.

24.11.6. Предметные результаты изучения родного (аварского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся
научится:
работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или
главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к
заданным текстам;
составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по
сюжетному рисунку, по заданным теме и плану, ключевым словам, на свободную тему);
сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие;
классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации;
обосновывать использование знаков препинания в конце предложений;
находить обращение в предложении, составлять предложения с обращением;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении;
выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения;
разбирать предложение по членам предложения;
распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте;
определять, каким членом предложения являются однородные члены;
соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;
составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами «ги (и)», «ва (и)», «амма (но)»;
объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами;
сравнивать простые и сложные предложения;
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
выделять в сложном предложении его основы;
определять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, классифицировать
слова по частям речи;
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
определять грамматические признаки имён существительных – класс, склонение, число, падеж;
наблюдать за употреблением местных падежей в устной и письменной речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных – класс (у прилагательных с классным показателем), число,
падеж (у субстантивированных прилагательных);
узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
распознавать глагол среди других частей речи, определять грамматические признаки глаголов – время, число, класс (у
глаголов с классными показателями);
соотносить начальную форму (масдар) и временные формы глаголов;
распознавать временные формы глаголов;
осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем, общем и будущем временах, изменяя глаголы по временам и
числам; применять ранее изученные правила правописания: падежные окончания имён существительных, местоимения
«ниж» («мы») и «нилъ» («мы»), окончания имён прилагательных, раздельное написание составных глаголов, окончания
глаголов, сложные слова, знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами, запятая между частями сложного предложения.

Календарно – тематическое планирование программного материала по аварскому языку. 2 класс

№

По
плану

Фактич

Тема урока

Новые слова

Колво
часов

д/з

1

1.09

Слово.

Х1ама оц цер г1ака кварт1а
бурут1

Упр. 5
Стр. 6.

2

2.09

Предложение.

Г1ор ц1ум хъат бак1 к1аз

3

8.09

Текст

4

9.09

Повторение.

Г1ор ц1ум хъат бак1 к1аз
г1ат1идаб авлахъ
Пил вараних1инч1 г1ужрукъ

Упр. 10
Стр. 8
Упр.15.
Стр. 10
Упр. 23
Стр. 14

5
6

16.09
22.09

ДИКТАНТ.
Анализ к\д. Повторение.

Эбел эмен яс вас яц вац

Повторить

7

23.09

Звуки и буквы.

8

29.09

Гласные и согласные звуки и буквы.

9

30.09

Гласные и согласные звуки и буквы.

10

6.10

Е,Е,Ю,Я- буквы

11

7.10

Согласные буквы и звуки.

12

13.10

Й – согласный звук и буква.

13
14

14.10
20.10

15

21.10

16
17

27.10
10.11

Диктант.
Анализ к\д. Все согласные буквы и звуки
аварского языка
Все согласные буквы и звуки аварского
языка
Обобщение.
Ш,Щ- согласные хвуки и буквы.

18

11.11

Удвоенные согласные. Геминатал.

19

17.11

[кк ], [к1к1 ], [ чч]- согласные звуки

20

18.11

[ч1 ч1 ]-согласный звук

21

24.11

[cc ]- согласный звук.

дада баба
Хъарпуз ордек куй рит1уч1
ц1ц1е
К1улал ч1арк1у
т1ан охцер
талган пер
Бел лъен харицел г1ащт1и
гъардибер
Йортана йорч1ана йохана
йокьана
Ци г1анк1 гел микки чед
Йихьана йит1ана йилана
йик1ана йижана
Гъвет1 т1анхал х1ет1е хъуй
Ч1ер ц1ер х1арп гьумер
лъимер т1ут1
Шагьии шапакъат щамат
щоб щекъер
Ссан ккуна биччана баккана
накку
Микки ччуг1а биччана
Бич1ч1ана ч1вад реч1ч1ине
беч1ч1изе
Ссан руссине сси бессизе
вуссана

буквы
Упр. 37
Стр. 20
Упр.45.
Стр. 23
Упр.46.
Стр. 24
Упр.51.
Стр. 26
Упр.56
Стр.56
Упр.58
Стр.30
Упр.62
Стр.32
Упр.69
Стр.35
Упр.79
Стр.40
Упр.85
Стр.43
Упр.87.
Стр.44
Упр.96.
Стр.47
Упр.102.
Стр.50

22

25.11

[хх ]- согласный звук.

Махх раххан ххам буххизе
ххезе ххине
Ицц ццин беццизе

23

1.12

[цц ]- согласный звук.

24

2.12

[ц1 ц1 ]-согласный звук.

25

8.12

лълъ ]-согласный звук

26

9.12

Лабиялияльные звуки.

27

15.12

Лабиялияльные звуки

28

16.12

Ъ, ь – буквы.

29
30

22.12
23.12

Диктант.
Анализ к\д. Алфавит.

т1ехь т1егь ц1алдохъан

31

29.12

Алфавит.

К1одо к1аз к1ал

32

12.01

Слово и слог.

Г1уж умумул хасало пири

33

13.01

Деление слов на слоги.

Халкъ ярагъ буртина гъурущ

34

19.01

Ударение.

Мина раг1и т1урана гьаризе

35

20.01

Виды речи.

Калам г1адамал лъимал

36

26.01

Устная и письменная речь

Сордо к1ал г1ин бер хъвай

37

27.01

Диктант.

Ц1ц1е бац1ана бец1ц1ана
буц1ц1ана
Лълъар билълъине
релълъине
Ц1ва квен гвенд ч1ва
Хвален къверкъ къвач1а
чванта
Масъала вабаъ гьуърул

Упр.110.
Стр.53
Упр.115.
Стр.55
Упр.121.
Стр.58.
Упр.127.
Стр.61
Упр.132.
Стр.63
Упр.137.
Стр.65
Упр.143.
Стр.68
Упр.146.
Стр.70
Упр.151.
Стр.71
Упр.155.
Стр.73
Упр.160.
Стр.75
Упр.168.
Стр.78
Упр.172.
Стр.81
Упр.175.
Стр.82

38

2.02

Анализ к\д. Этика. Вежливые слова.

39

3.02

40

9.02

Предложение
Виды предложений.
Знаки препинания в конце предложения.

41

10.02

Абзац.

42

16.02

Типы текстов.

Х1ули мискин пикру ц1ияб
дагьаб
Къо г1анк1 расанк1о дуе цо

43

17.02

Части текста.

Хабар сипат сурат ахир

44

7.03

Аварские звуки и буквы.

45

11.03

Аварские согласные буквы и звуки.

46

15.03

Удвоенные согласные. Геминатал.

К1аз ц1алк1у къвач1а мац1
хат1
Херлъи г1ерет1 чанагъ
мат1у
Ц1ер херлъи гьой ц1умур
х1инч1

47
48

25.03
29.03

49

30.03

ДИКТАНТ..
Анализ к\д.. Удвоенные согласные.
Геминатал.
Удвоенные согласные. Геминатал.

50

5.04

Удвоенные согласные. Геминатал

Сан гьими азбар ц1ад
рокъов
Чи г1адан вехь бац1
ц1унц1ра
Бокь кету т1анч1и ци бац1

51

6.04

Что такое имя существительное.

Гургур ордек ламадур

52

8.04

Имена собственные. Правописание
собственных имён

Чакар Т1авус Гъалбац1
Месед Нодок Азали Гороч
Тулпар

Ассаламу г1алайкум
ворч1ами къо мех лъик1
Дуниял ракь кеч1 ниж
Дарс лъим бак1 сон жакъа

Упр.181.
Стр.85
Упр.184.
Стр.87
Упр.188.
Стр. 89
Упр.191.
Стр.90
Упр.193.
Стр.92
Упр.197.
Стр.197
Упр.199.
Стр.95
Выучить
слова
Упр.204.
Стр.97
Упр.209.
Стр.101

Упр.215.
Стр.103
Упр.226.
Стр.109
Упр.239.
Стр.116

53

12.04

Имена нарицательные.

Чу кету г1ака х1елеко

54

13.04

Имена нарицательные.

Росу шагьар лъар ц1акрал

55

15.04

Что такое имя прилагательное.

56

19.04

Что такое имя прилагательное.

57

20.04

Имя прилагательное.

58

22.04

Что такое глагол?

59

26.04

Что такое глагол?

60

27.04

Глагол

61

30.04

Глагол

62

6.05

Повторение.

Гургинаб ц1ек1аб хъах1аб
гьуинаб
Хъах1илаб ц1ах1илаб
г1урччинаб берцинаб
Гьитинаб к1удияб
Ч1ег1ераб
Лъедола кьурдула
векерула балагьула
К1анц1ола абула
Сверула къот1ула
Бухъула букъула
Т1егьана
Ц1алана кьерхана
Роц1ана
Бана ворч1ана
бекана

63
64

8.05
13.05

Диктант.
Анализ к/д. Повторенине.

65

17.05

Текст.

66

18.05

Звуки и буквы

67

23.05

Части речи.

68

24.05

Обобщение.

Таращ хъвазе
Ракъи бицанк1о
Кьо чвахула гъвет1 т1ил
Бег1ераб пайда
Ц1ва ц1а гамач1
Къед г1ор къалам

Упр.243.
Стр.118
Упр.252.
Стр.122
Упр.257.
Стр.124
Упр.272.
Стр.130
Упр.274.
Стр.131
Упр.282.
Стр.135
Упр.288.
Стр.137
Упр.297.
Стр.141
Упр.300.
Стр.142
Упр.305.
Стр.144
Упр.309.
Стр.146
Упр .314.
Стр.148
Упр.316.
Стр.149
Упр.320.
Стр.150


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89225676111

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».